Покупка бизнеса

Сколько времени потребуется, чтобы продать свой бизнес?
2015-04-22

Поиск и покупка бизнеса может занять много времени, энергии, которые нужно потратить на исследование всех подводных камней такого приобретения. Несмотря на это, такой вариант, менее рискованный и более доступный, чем начинать бизнес с нуля. Приготовьтесь к тому, что вам необходимо проделать предварительную работу по оценке перспектив, убедиться, что вы покупаете правильный бизнес,
который подходит именно вам и что вы платите за него справедливую цену.
Вопросы на которые вам нужно найти ответы:

  • Где найти подходящий бизнес для покупки?
  • Какой вид бизнеса я должен купить?
  • Как оценить бизнес?
  • Сколько я должен заплатить?

Где найти подходящий бизнес для покупки?

Бизнес на продажу часто рекламируют в онлайн и оффлайн изданиях(СМИ и в Интернете), поэтому не стесняйтесь пользоваться поиском. Однако практика показывает, что большое количество предложений и маленькое количество доступной информации, не дает возможности принимать решение и часто вводит в заблуждение инвестора. Тем более, если направление бизнеса вам плохо знакомо.

Если вы уже определились с отраслью или направлением, но чувствуете, что имеете пробел в знаниях, прочитайте несколько статей, изучите отраслевые отчеты или используйте специализированные ресурсы. Поговорите со знакомыми, которые более компетентны в этом вопросе или обратитесь к профессионалам. Прежде чем принимать решение, убедитесь, что это предложение достойно вашего внимания.

Какой вид бизнеса я должен купить?

Если вы покупаете существующий бизнес, у вас есть два варианта: франшиза, или покупка действующего бизнеса. У каждого из этих вариантов, есть свои преимущества и недостатки.

  1. Франшиза:
  • Проверенная бизнес модель: это обычно, но не всегда, налаженный бизнес с проверенной эффективностью; риски меньше и нет необходимости в большом начальном капитале.
  • Клиентская база: клиенты знакомы с брендом, доверяют продукту или услуге и и  знают, что ожидать от вашего бизнеса.
  • Запуск бизнес процессов, поддержка и обучение: вы получаете готовую модель ведения бизнеса, материнская компания дает вам готовое решение и требования к инфраструктуре, это экономит вам время и деньги.
  • Понятный набор правил, но чужих: если вы работаете по франшизе, у вас нет и не будет контроля над ключевыми процессами и клиентами, вы фактически являетесь поставщиком клиентов для чужой торговой марки, до тех пор пока продолжается ваше сотрудничество.
  • Дополнительные расходы: вы покупаете франшизу и обычно вы должны платить процент от ваших доходов материнской компании, что снижает общую прибыль.

     2. Независимый бизнес:

  • Больше контроля и ответственности: у вас есть автономия, чтобы установить свои собственные правила, но успех или неудача бизнеса лежит исключительно на ваших плечах;
  • Без дополнительных платежей: вы сами распоряжаетесь доходами, в том числе каналами распределения прибыли;
  • Больше возможностей и рисков — вы нашли бизнес который имеет хороший потенциал? Используйте любые новые возможности для развития, будьте готовы к тому, что что-то не получится и пойдет не так как планировалось.

Как оценить бизнес?

Перед тем как принять решение о покупке бизнеса, вы должны оценить его состояние и потенциал.

Подготовьтесь, задавайте вопросы и получайте ответы:

  • В каком месте, городе, регионе должен быть расположен ваш бизнес? В каком состоянии здания и помещения? В каком состоянии оборудование, техника и коммуникации?
  • Если это интернет-бизнес, насколько хорошо продуман веб-сайт, текущее состояние? Безопасность и существующие возможности для продвижения.
  • Какая репутация у бизнеса? Есть ли доступные способы это проверить?
  • Насколько доступен товар или услуга для клиента?
  • Текущие показатели доходности. Динамика доходов. Что и как нужно сделать для того, что бы увеличить доход?
  • Какие отношения у бизнеса с поставщиками и обслуживающими бизнес организациями?
  • Кто руководит бизнесом и ключевыми процессами? Как повлияет на бизнес смена собственника или уход ключевых сотрудников?

Если бизнес находится не в лучшем состоянии необходимо изучить, какие потенциальные причины такого положения дел. Это может быть связано с эффективностью управления или нехваткой ресурсов и это не самый плохой вариант. Если вы уверены, что сможете изменить текущую ситуацию и  сделать его прибыльным, вам нужен план таких изменений.

Некоторые сделки могут вам показаться очень выгодными, такая вероятность существует, но это не отменяет процедуру изучения предложения.

Сколько я должен заплатить?

Покупатель, прежде чем начать переговоры знает, сколько он может себе позволить потратить на приобретение бизнеса, он уже определил диапазон цены и хочет совершить выгодную для него сделку. Продавцу нужно быть достаточно гибким в переговорах, при этом главной целью остается желание продать бизнес как можно дороже.

Какова стоимость бизнеса?

  • Нужно определить стоимость активов, таких как: здания, оборудование, остатки сырья и продукции;
  • Финансовые отчеты, годовые отчеты, которые должны демонстрировать динамику прибыли. Интеллектуальную собственность (например, патенты и\или товарные знаки).
  • Другие ценные активы для любого бизнеса: его репутация, клиенты и качество персонала.

Переговоры покупателя с продавцом, не что иное, как торги на товар. Переговоры могут длиться от месяца до полугода и более. Иногда сделки срываются из за того, что стороны не могут договориться о незначительной уступке одной из сторон. Что бы избежать долгих переговоров и гарантированно достичь цели, обратитесь к профессионалам у которых есть опыт в ведении таких переговоров.

Выводы:

  • Не торопитесь и проверьте всю информацию, прежде чем вы примите решение начать переговоры о цене.
  • Покупайте бизнес в отрасли, которую вы хорошо изучили, работайте только с теми продуктами и услугами, которые вам легко продавать.
  • Не вкладывайте в покупку все доступные ресурсы. У вас должен быть запас на развитие бизнеса.
  • Исследуйте, материальную базу, поставщиков, клиентов и репутацию бизнеса, прежде чем купить бизнес.